понедельник, мая 31, 2010

Формирование



Еще в 1942 г., когда на полях сражений шла Сталинградская битва, в рабочих коллективах свердловских заводов родилось предложение: сделать подарок фронту — создать свое, уральское, танковое соединение. По инициативе танкостроителей, в газете «Уральский рабочий» 16 января 1943 г. был опубликован материал «Танковый корпус — сверх плана»: танкостроители Урала обязались перевыполнять производственные планы по выпуску военной продукции, работать безвозмездно и сверх плана регулярно отчислять часть заработка на оснащение корпуса боевыми машинами, оружием, обмундированием.



Патриотический почин свердловчан подхватили Челябинская и Молотовская области. На имя Председателя Государственного Комитета Обороны было направлено письмо, в котором говорилось:


«…Выражая благородные патриотические желания уральцев, мы просим Вас, товарищ Сталин, разрешить нам сформировать особый добровольческий Уральский танковый корпус Вашего имени в честь ознаменования 25 годовщины Красной Армии…»


24 февраля 1943 г. из Москвы пришла ответная телеграмма:


«ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ОСОБОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО УРАЛЬСКОГО ТАНКОВОГО КОРПУСА ОДОБРЯЕТСЯ И ПРИВЕТСТВУЕТСЯ. ДАНО РАСПОРЯЖЕНИЕ ГАПТУ ОКАЗАТЬ ВАМ ПОМОЩЬ В ПОДБОРЕ КОМСОСТАВА. И.СТАЛИН».


26 февраля 1943 г. Командующий УралВО генерал-майор Катков издал директиву, в которой сообщалось, что на территории Уральского военного округа, по решению Свердловского, Челябинского и Молотовского обкомов ВКП(б), утвержденному Народным Комиссаром Обороны, Маршалом Советского Союза т. Сталиным, формируется особый Уральский Добровольческий танковый корпус численностью 9.661 чел. Командирам частей и соединений поручалось начать учебу личного состава по мере его поступления, не ожидая штатной укомплектованности.


В первые же после получения телеграммы т. Сталина дни в военкоматы хлынул поток заявлений от добровольцев, желающих стать воинами корпуса. Тысячи людей оспаривали друг у друга право оставить дом, семью и пойти в самое пекло войны, из которого многим не суждено было возвратиться. В партийные и комсомольские комитеты, военные комиссариаты от трудящихся Урала поступило свыше 110 тысяч заявлений. Это в 12 раз больше, чем требовалось солдат и сержантов для корпуса. Были созданы комиссии на предприятиях и в военкоматах. Они отбирали физически крепких, здоровых людей, умеющих управлять техникой и тех, чьи специальности применимы в танковых войсках. Одновременно по всему Уралу продолжался добровольный сбор средств в фонд создания корпуса. Собрали свыше 70 млн. рублей. На эти деньги были выкуплены у государства боевая техника, вооружение и обмундирование.


Исходя из местных условий и ресурсов областей, соединения и части корпуса формировались в Свердловске, Молотове, Челябинске, Нижнем Тагиле, Алапаевске, Дегтярске, Троицке, Миассе, Златоусте, Кусе и Кыштыме.


На территории Свердловской области формировались: в городе Свердловске — штаб корпуса, 197 танковая бригада, 88 отдельный разведывательный мотоциклетный батальон,565 медико-санитарный взвод; в городе Нижнем Тагиле — 1621 самоходно-артиллерийский полк, 248 дивизион реактивных миномётов («Катюш»); в городе Алапаевске — 390 батальон связи. Город Дегтярск стал местом формирования 30 мотострелковой бригады (управление бригады, 1 мотострелковый батальон, разведывательная рота, рота управления, миномётный взвод, медико-санитарный взвод). 


На территории Пермской области формировались: в городе Перми (в то время г. Молотов) — 299 миномётный полк, 3 батальон 30 мотострелковой бригады, 267 ремонтная база; в городе Кунгуре — 243 танковая бригада. 


На Южном Урале формировались: в городе Челябинске — 244 танковая бригада, 266 ремонтная база, инженерно-миномётная рота и рота автотранспорта 30 мотострелковой бригады; в городе Златоусте — 2 батальон 30 мотострелковой бригады. В городе Кусе — автотранспортная рота 30 мотострелковой бригады; в городе Кыштыме — 36 рота подвоза ГСМ, рота противотанковых ружей и рота технического обеспечения 30 мотострелковой бригады. Местом формирования 743 сапёрного батальона стал город Троицк; а 64 отдельного бронеавтобатальона — город Миасс.


11 марта 1943 г. частям и соединениям корпуса Директивой Начальника Главного Управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии были присвоены номера:
корпусу - 30-й Добровольческий Уральский танковый корпус;
частям и соединениям:


197-я Свердловская танковая бригада
243-я Молотовская танковая бригада
244-я Челябинская танковая бригада
30-я мотострелковая бригада
299-й минометный полк
1621-й самоходный артиллерийский полк
64-й бронеавтомобильный батальон
88-й мотоциклетный батальон
390-й батальон связи
743-й саперный батальон
36-я рота подвоза ГСМ
266-я и 267-я подвижные ремонтные базы


18 марта 1943 г. командовать корпусом был назначен генерал-лейтенант танковых войск, фронтовик Георгий Семенович Родин. Командный младший начальствующий и рядовой состав прибыл на укомплектование частей и соединений корпуса, в основном, к 1 апреля 1943 г.


29 марта 1943 г. гвардейскому минометному дивизиону был присвоен номер — 248-й гвардейский минометный дивизион.


24 апреля 1943 г. командование корпуса обратилось к Военному Совету округа с просьбой ходатайствовать перед Верховным Советом СССР об изготовлении боевых знамен для частей и соединений корпуса. 1 мая 1943 г. во всех частях и соединениях корпуса добровольцы в торжественной обстановке приняли военную присягу и им было вручено боевое оружие. 9 мая 1943 г. в Свердловском оперном театре трудовой Урал напутствовал на битву с врагом добровольцев частей и соединений корпуса, сформированных в Свердловске, и вручил корпусу свой НАКАЗ: «Не посрамить боевых вековых традиций Урала, разбить врага, отомстить ему за поругание родной земли, вернуться на родной Урал только с победой». Корпусу было вручено ШЕФСКОЕ знамя. Его колено приклоненно принял командир корпуса генерал-лейтенант Г. С. Родин. Добровольцы поклялись выполнить НАКАЗ уральцев.


2 июня 1943 г. части и соединения корпуса с личным составом, танками, автомашинами и боеприпасами были погружены в эшелоны и передислоцированы в Подмосковье. В акте передачи 30-го УДТК Костеревскому танковому лагерю отмечалось, что личный состав корпуса подготовлен удовлетворительно. Среднее звено командного состава было укомплектовано за счет танковых училищ и КУКС. Младший начальствующий и рядовой составы - добровольцами Урала. Из 8.206 чел. личного состава корпуса только 536 чел. имели опыт военных действий. В частях и соединениях корпуса служили и женщины: 123 рядовых и младших командиров, 249 связистов-радистов.


Материальная часть боевых машин и артиллерийского вооружения, полученная корпусом, была абсолютно новая. Прибыв в Костеревский танковый лагерь (Кубинское отделение), части и соединения корпуса приступили к боевой учебе по программе «Сколачивание танковых бригад и корпусов и танковые военные лагеря».


По приказу Ставки Верховного Главнокомандования 30-й Уральский Добровольческий танковый корпус вошел в состав 4-й танковой армии генерал-лейтенанта танковых войск Василия Михайловича Баданова. В начале июля 1943 г. комиссия Главного Управления формирования и подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии под руководством маршала Федоренко провела проверку боеготовности частей и соединений 30 УДТК, отметив его хорошую подготовку.


Отличительной особенностью снаряжения личного состава корпуса были армейские ножи образца 1940 года, изготовленные для каждого воина от рядового до генерала рабочими Златоустовского инструментального комбината. Подразделение получило неофициальное именование у противника «Schwarzmesser Panzern-Division» (танковая дивизия «Черные ножи»).




В подготовке сообщения использовались материалы сайтов:
Танковый фронт 1941 - 1945
Общественно - политический клуб - форум "Богданклуб"
Уральский Добровольческий Танковый Корпус

Комментариев нет:

Отправить комментарий